Экологический комплекс маркетинга

В отличии от классического подхода 4P, в экологическом маркетинге используется 7 элементов. Это обусловлено тем, что помимо финансовых целей, такой тип маркетинга стремится к решению социальных проблем.

В целом, показатели оценки общей эффективности можно разделить на: экологические, экономические и маркетинговые. Экологические показатели отражают, каким образом организация снижает воздействие на окружающую среду. Финансовые показатели содержат оценку эффективности реализации стратегии экологического маркетинга, с точки зрения доходности инвестиций (ROI), внутренней нормы прибыли или доли рынка. Маркетинговый аспект заключается в продвижении более экологичной продукции (performance, охват, PR компании как экологичной).

Экологический маркетинг может стать источником конкурентного преимущества, так как мотивирует потребителя к покупке зеленых товаров, тем самым способствуя сохранению окружающей среды.

7P экологического маркетинга состоит из следующих элементов:

  1. "Зеленый" продукт. Такой продукт может быть назван "зеленым", в случае если его производственный процесс менее вреден для окружающей среды, чем аналоги (подробнее о типах "зеленых" товаров напишу в одной из следующих статей). Это может быть использование альтернативного сырья для производства, экологичный дизайн, которые минимизирует загрязнения и другие подходы. Затраты на изменения в продукте могут быть существенными; тем не менее, такие действия могут окупиться, за счет повышения объема продаж. Здесь можно применять реверсивную экономику
  2. "Зеленое" продвижение. Главная цель продвижения в экологическом маркетинге, заключается в формировании связей между организацией, сообществами, с которыми она контактирует на различных этапах жизненного цикла продукции и самим потребителем. При этом, наиболее важным в этой цепочке являются личные выгоды потребителей. Результаты личных исследований доказывают, что большинство покупателей в России, в первую очередь, преследуют личные цели при покупке любого типа продукции (даже экологической), а затем только задумываются о воздействии продукта на окружающую среду. Таким образом, параллельно с экологическим эффектом, важно показать пользу и для потребителя.
  3. "Зеленая" стоимость. Переход к более экологичным подходам при создании продукции, часто требует больших затрат, с точки зрения применения новых технологий и оборудования. В свою очередь, дополнительные издержки неизбежно интегрируются в стоимость продукции. Таким образом, задача формирования «зеленой» стоимости продукции заключается в сочетании экономических и экологических издержек производства и маркетинга, с одновременным удовлетворением потребностей потребителей, путем предложения оптимальной, для заинтересованных сторон, стоимости. Таким образом, на некоторых рынках, «зеленый» товар можно считать премиальным, во многом из-за его стоимости. Тем не менее, сокращение использования ресурсов для создания и использования товара, может способствовать сокращению стоимости. К тому же, важным элементом можно назвать конкуренцию, которая заставляет организации снижать стоимость продукции, с целью сохранения конкурентных позиций на рынке
  4. "Зеленая" дистрибуция. Подразумевает выбор таких каналов распространения продукции, которые позволят минимизировать экологический ущерб, в процессе транспортировки продукции
  5. "Зеленые" люди. Потребители, предпочитающие «зеленые» товары, как правило, более восприимчивы к прямым каналам маркетинга. С целью установления позитивного имиджа, организация может работать над формированием позитивного отношения с такими группами людей. Для этого, необходимо определить потребности потребителей, а также мотивировать потенциальную аудиторию к использованию экологически чистых продуктов
  6. "Зеленые" процессы. Один из основополагающих и сложных во внедрении элемент. Чаще всего это требования к бизнес-процессам, которые охватывают всю организацию. При этом, важным является, достижение стратегического соответствия бизнес-процессов и маркетинговой стратегии организации, а сами изменения могут быть поверхностными или фундаментальными. В качестве фундаментального стандарта «зеленых» процессов выступает ISO14000, который, в том числе, устанавливает нормы для продукции, внедрение которых, отражено с помощью экомаркировок на упаковке. Таким образом, комплексное изменения бизнес-процессов может обеспечить успешную реализацию стратегии экологического маркетинга в организации.
  7. "Зеленое" физическое окружение. Отсутствие информации может привести к тому, что большинство потенциальных потребителей не смогут узнать об экологических свойствах «зеленых» продуктов. Таким образом, компаниям, необходимо заполнять данную пустоту, используя различные рекламные стратегии. Другими словами, потребителям необходимо предоставить физические доказательства общей экологичности продукции на всех этапах жизненного цикла продукции
Показать комментарии